Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения науки литературы и искусства, существующие в какой-либо объективной форме:
Так как перечень открытый, то полагаем, что в случае с персонажем (героем) следует говорить о существовании его как объекта интеллектуальной собственности в иной форме. В России некоторые юристы используют такую характеристику, как «графический образ персонажа».
Для удобства и понимания обсуждаемого вопроса возьмем за основу, к примеру, главного отрицательного персонажа фантастического фильма «Терминатор» – робота из будущего в исполнении актера Арнольда Шварценеггера.
Прежде, чем появилось аудиовизуальное произведение (фильм) «Терминатор», режиссер Джеймс Кэмерон сделал зарисовку визуального образа будущего персонажа. С этого момента начало действовать авторское право насозданный объект, который приобрел объективную форму и перестал ограничиваться только нахождением в сценарии.
Исключительное право на графический образ персонажа Терминатор принадлежит его создателю, поэтому только он может разрешать или запрещать любое использование, в том числе переработку или изменение этого персонажа.
Следует упомянуть о том, что Терминатор обладает конкретными, присущими только ему характеристиками, которые выделяют его среди других персонажей произведений (литературы, кино и т.д.). Например, его внешний вид (бодибилдер в кожаной куртке), движения, голос, мимика, речь (немногословный, почти безэмоциональный, хладнокровный убийца с характерным австрийским акцентом) и т.п.
К отличительным чертам персонажа Терминатор можно отнести и фразы, произносимые им в оригинальных фильмах. Они являются дополнением к его образу. Хотя, конкретно фразы «Hasta la vista» или «I`ll be back» не могут кому-то принадлежать, и запрета на их использование не существует.
Отступление даже в визуальном плане от описанного выше оригинала породит в свою очередь создание нового объекта авторского права, который выступит самостоятельным результатом творческой деятельности. Однако для того, чтобы такой объект охранялся Законом об авторском праве, его должны узнавать по индивидуализирующим характеристикам, позволяющим использовать объект по отдельности с основным произведением.
Вернёмся к Терминатору. К примеру, известное рекламное агентство берёт за основу своей рекламной кампании персонаж Терминатор, но выражает его визуально как «накачанный мужчина в косухе» без явных отсылок к оригинальному фильму, плюс добавляет какие-то новые отличительные признаки. Полагаем, что в таком случае нарушения оригинального образа не будет.
Что касается наименования героя словом «терминатор», то здесь тоже интересная ситуация. Существует несколько определений в науке, обозначаемых словом «терминатор». Это и биология, и астрология, и физика и т.п. Поэтому, опять же, запретить использование слова «терминатор» никто не может. Вопрос лишь в том, в сочетании с какими другими характерными чертами персонажа оно идет.
Если же агентство захочет использовать пародию на Терминатора в основе своих рекламных роликов, то ситуация следующая.
В белорусском законодательстве не существует определения пародии и какого-либо упоминания о ней, поэтому в целях исследования можно обратиться к практике, сложившейся в России по этому вопросу.
Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения (ч. 4 ст. 12 ГК РФ).
Пародия является высмеиванием оригинального произведения в шутливой форме, поэтому можно выделить её отличительные характеристики:
- любая пародия представляет собой новое произведение, созданное в результате переработки оригинального произведения, с одновременными значительными различиями;
- пародия носит юмористический характер.
Пародия всегда строится на связи с оригинальным произведением, тем самым повышая его узнаваемость, переосмысливая его как целое или отдельные его части.
В судебной практике России при защите авторских прав существуют прецеденты, когда суды отказывали правообладателям оригинальных произведений в компенсации за нарушение авторского права при использовании объектов ихинтеллектуальной собственности ввиду того, что такие объекты подверглись переработке лишь в целях пародии. Хотя в настоящее время и не существуетчеткого разграничения пределов заимствования оригинального произведения при создании пародии.
Как говорилось выше, в законодательстве Беларуси о пародии вообще ничего не сказано. Поэтому при высмеивании персонажа Терминатор, пусть и в шутливой доброй форме, в рекламных роликах (и не только) в любом случае следует говорить о его переработке. А переработка без согласия автора оригинального произведения запрещается. Выходом в данной ситуации может быть использование объекта авторского при заключении лицензионного договора.
Автору в отношении его произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право на произведение – право автора или иного правообладателя использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом, в т.ч. разрешать или запрещать другим лицам делать это (ст. 16 Закона об авторском праве). Использованием произведения признается, в том числе, переработка произведения для создания производного произведения.
Таким образом, персонаж следует относить к полноценному объекту интеллектуальной собственности со всеми вытекающими из этого механизмами защиты прав на него. Он выражается в объективной форме, имеет отличительные признаки, присущие только ему и выделяющие его среди других объектов интеллектуальной собственности. При переработке персонажа возникает производное произведение, которое также будет защищаться по закону. Следует помнить, что переработка без согласия автора оригинального произведения запрещена.