white100white100white100white100
  • Главная
  • Услуги
    • Консультирование
    • Взыскание дебиторской задолженности
    • Открытие бизнеса
    • Работа с договорами
    • Реорганизация
    • Интеллектуальная собственность
    • Налоговое консультирование
    • Бухгалтерское обслуживание
    • Ликвидация
    • Кадровое делопроизводство
      • Защита вашего бизнеса в спорах с потребителями
      • Бесшовный переход из ИП в коммерческую организацию
  • Прейскурант
  • О нас
  • Контакты
  • +375 (29) 117 99 77
✕
Что такое медиация и какие возможности у сторон в ней?
30 мая, 2025
Искусственный интеллект (ИИ) и право в современном мире
13 июня, 2025

Злоупотребление потребителями своими правами в Республике Беларусь

В Республике Беларусь потребители обладают преимущественно широким спектром прав, закрепленных в Законе Республики Беларусь «О защите прав потребителей» и иных нормативных актах. Однако наряду с защитой законных интересов покупателей существует проблема злоупотребления этими правами, что может наносить ущерб продавцам товаров, исполнителям услуг и наращивать убытки у организаций.

 

Основные формы злоупотребления потребительскими правами

  1. Необоснованный отказ от товара
    • Потребители имеют право в течение 14 днейс момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

Однако некоторые покупатели пользуются этим, чтобы временно воспользоваться вещью (например, техникой для мероприятия), а затем вернуть её без реальных оснований.

  1. Требование несоразмерных компенсаций

По закону в случае реализации товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, потребитель вправе по своему выбору потребовать:

1.1. замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

1.2. соразмерного уменьшения покупной цены товара;

1.3. незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

1.4. возмещения расходов по устранению недостатков товара.

  1. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки (пищевые продукты, товары бытовой химии и др.), потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

Однако некоторые заявляют претензии по надуманным причинам или требуют непропорционально высоких компенсаций за незначительные дефекты.

  1. Использование товара не по назначению с последующим возвратом
    • Например, повреждение товара по вине потребителя (падение, неправильная эксплуатация), после чего покупатель пытается вернуть его как бракованный.
  2. Фальсификация дефектов
    • Умышленная порча товара с целью его возврата или получения скидки.
  3. Злоупотребление правом на отказ от услуги
    • В сфере услуг (например, туризм, онлайн-подписки) потребители иногда отказываются от услуги, а иногда и в момент её оказания, без веских причин, нанося убытки исполнителям.

Правовые последствия злоупотребления

Согласно законодательству Республики Беларусь, злоупотребление правом недопустимо. Если будет доказано, что потребитель действовал недобросовестно:

  • ему могут отказать в удовлетворении требований;
  • продавец вправе взыскать убытки, если они возникли из-за недобросовестных действий покупателя;
  • в некоторых случаях возможно привлечение к административной ответственностиза умышленную порчу имущества или обман.

Как продавцам защититься?

  1. Фиксировать состояние товара при продаже(фото-, видеофиксация, акты приема-передачи).
  2. Четко прописывать условия возвратав публичных договорах и на чеках.
  3. Оспаривать необоснованные претензиичерез суд, если есть доказательства злоупотребления.

 

Закон защищает как потребителей, так и добросовестных предпринимателей. Недобросовестное использование своих прав может повлечь отказ в защите этих прав и даже ответственность в некоторых случаях.

Если вам нужна более детальная информация по конкретным случаям, стоит обратиться к юристу и изучить судебную практику по таким спорам.

Наши преимущества

✅ Экономия времени – мы берем на себя переговоры и представление интересов ✅ Безопасность – исключаем Ваши риски при злоупотреблении потребителями своими правами

Развивайте свой бизнес, а правовые вопросы решим мы!

Консультация

Telegram Viber

Связанные новости

13 июня, 2025

Искусственный интеллект (ИИ) и право в современном мире


Читать дальше
30 мая, 2025

Что такое медиация и какие возможности у сторон в ней?


Читать дальше
22 мая, 2025

Как продать бизнес в Республике Беларусь?


Читать дальше

Адрес

220030, г. Минск,
ул. Советская, д. 12,
пом. 1 (1 этаж)

Телефон

+375 (29) 117 99 77
+375 (29) 117 77 99

E-mail

info@d-o.by

Политика обработки персональных данных
Лицензия на право осуществления деятельности по оказанию юридических услуг №34230000078103, выдана Министерством юстиции Республики Беларусь на основании решения от 08.06.2023 №36